Комплексная безопасность ДОУ

Безопасность ДОУ

Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасной жизнедеятельности, потребовала обучения сотрудников ДОУ, родителей и детей безопасному образу жизни в сложных условиях социального, техногенного, природного и экологического неблагополучия. Данная ситуация поставила перед необходимостью систематизации работы по трем направлениям: предвидеть, научить, уберечь. Понятие безопасности в ДОУ ранее включало в себя следующие аспекты: охрана жизни и здоровья детей, обеспечение безопасных условий труда сотрудников ДОУ. Но современный мир изменил подход к проблеме безопасности, в нее вошли и такие понятия, как экологическая катастрофа и терроризм.

Руководители ДОУ должны обеспечить безопасность с учетом современных требований, а для этого необходимо определить цели, задачи и стратегию работы. Руководителю и всему коллективу необходимо строить свою работу на основе законодательных и инструктивно-директивных документов по разделам:

  • охрана жизни и здоровья детей;
  • противопожарная и техногенная безопасность;
  • предупреждение дорожно-транспортного травматизма;
  • обеспечение безопасности и усиление бдительности при угрозе террористических актов.
  • В эту работу должны быть включены все участники воспитательно-образовательного процесса: дети, сотрудники, родители.

Работа с детьми включает в себя формирование у детей представлений об опасных и вредных факторах, чрезвычайных ситуациях и воспитание навыков адекватного поведения в различных неординарных ситуациях.

Работа с сотрудниками строится на изучении нормативно-правовых документов, локальных актов, приказов по учреждению, инструкций по технике безопасности, должностных инструкций и обеспечении контроля за исполнением данных инструкций.

Работа с родителями носит профилактическую направленность и может осуществляться в виде родительского всеобуча и проектной деятельности в соответствии с реализацией раздела программы по ОБЖ.

Охрана жизни и здоровья детей

Законодательная база по охране жизни и здоровья детей:

  • Конвенция по правам ребенка, ст. 6, п. 1,2, ст.19;
  • Конституция РФ, ст. 41, п. 3, ст.;
  • Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» 24.07.98 № 124-ФЗ;
  • Гражданский кодекс РФ, гл. 59, ст. 1064 «Общие основания ответственности за причинение вреда», ст.1065«Предупреждение причинения вреда»;
  • Семейный кодекс РФ, раздел 4, гл. 12, ст. 63, 65 «Права родителей по воспитанию и образованию детей»;
    Закон РФ «Об образовании», ст. 32, п. 22.3 «Компетентность и ответственность образовательного учреждения»;
  • «Инструкция по организации охраны жизни и здоровья детей в детских садах и на детских площадках », утвержденная Министерством просвещения РСФСР 30 августа 1955г. № 42;
  • Приказ Минобразования РФ от 15.01.02 № 76 «О создании безопасных условий жизнедеятельности обучающихся в образовательных учреждениях»;
  • Приказ Минобразования РФ от 07.08.2000 № 2414 и Письмо Минобразования РФ от 12.07.2000 № 22-06.788 «О принятии дополнительных мер по предотвращению несчастных случаев с обучающимися и работниками образовательных учреждений »;
  • Приказ Минобразования РФ от 26.04.02 № 29/2084-6 «О всероссийской диспансеризации детей в 2002 г.»;
  • Инструктивно-методическое письмо Минобразования РФ от 14.03.2000 № 65 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения».

Внутренние локальные акты: приказы и инструкции по охране жизни и здоровья детей:

  • Приказ «О дежурных администраторах»;
  • Инструкция для воспитателей по охране жизни и здоровья детей, по организации экскурсий, прогулок за пределы детского сада;
  • Инструкция по охране жизни и здоровья детей в летний, зимний, осенний и весенний периоды;
  • Инструкция по охране жизни и здоровья детей раннего возраста.

Законодательная база по пожарной и безопасности при чрезвычайных ситуациях:

  •  Типовые правила пожарной безопасности для школ, школ-интернатов, детских домов, дошкольных учреждений и других учебно-воспитательных учреждений Министерства просвещения СССР от 03.01.1969;
  • Приказ Министерства просвещения РСФСР от 06.09.75 № 270 «Об усилении ответственности руководителей учреждений и органов народного образования за выполнение противопожарных мероприятий»;
  • Инструкция «По организации мероприятий гражданской обороны и предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций детского сада».

Локальные акты по пожарной безопасности:

  •  Схема оповещения в случае чрезвычайной ситуации;
  •  План эвакуации в случае возникновения пожара и чрезвычайной ситуации;
  • Инструкция по пожарной безопасности в дошкольном образовательном учреждении;
  •  Обязанности административного дежурного и сторожей в случае возникновения пожара;
  •  Приказ «Об обеспечении пожарной безопасности».

Законодательная база по предупреждению дорожно-транспортного травматизма:

  • Решение Всероссийского совещания представителей федеральных и региональных органов исполнительной власти, Общероссийских общественных организаций по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма от 25-26 октября 2000 г. ;
  • Приказ Минпросвещения СССР от 09.11.1971 № 85 «О повышении роли дошкольных учреждений и школ в проведении воспитательной работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма»;
  •  Инструкция Департамента здравоохранения «Об организации и оказании экстренной медицинской помощи детям, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях» от 17 ноября 1995 г.;
  •  Методические рекомендации по профилактике дорожного травматизма у детей, посещающих дошкольные учреждения, разработанные Минздравом СССР, НИИ социальной гигиены и организации здравоохранения им. Семашко и Центральным НИИ травматологии и ортопедии им. Приорова. М., 1986.

 

Информационная безопасность

Интернет прочно вошел в нашу жизнь, и вопросы психологической и нравственной безопасности важны сегодня как никогда. В России около 8 миллионов пользователей глобальной сети — дети. Они могут играть, знакомиться, познавать мир… Но в отличие от взрослых, в виртуальном мире они не чувствуют опасности. Наша обязанность — защитить их от негативного контента.

Нормативное регулирование:

Безопасность детей в сети Интернет:

Пожарная безопасность

Пожарная безопасность в детском саду.
Руководитель и персонал дошкольного образовательного учреждения осознают, что первостепенная задача коллектива — сохранение жизни и здоровья своих воспитанников, а затем уже — обучение, развитие и воспитание.
Эта функция работы детского сада регламентирована государственными законами, к ней относятся: антитеррористическая деятельность, пожарная безопасность, техника безопасности и охрана труда.
Одно из перечисленных направлений безопасности — пожарная, соблюдение правил которой станет залогом спокойствия как родителей воспитанников, так и работников дошкольного учреждения.
Отработка практических навыков и постоянное повторное изучение правил безопасного поведения всех участников данного образовательного процесса осуществляется посредством различного рода мероприятий, которые проводятся с детьми, воспитателями, помощниками воспитателей и обслуживающим персоналом. Рассмотрим схему, по которой осуществляется непрерывная работа по профилактике возгораний и поведения во время пожара.
Противопожарные мероприятия с коллективом детского сада.
• Проведение различных инструктажей по пожарной безопасности: вводный (проводится при поступлении на работу), первичный на рабочем месте, через некоторое время (6 месяцев) — повторный, при возникшей ситуации — внеплановый, а также целевой (например, такой инструктаж проводится перед проведением новогодней елки).
• Ежегодно проводится обучение пожарной безопасности со сдачей зачета.
• Согласно установленного графика осуществляются практические занятия отработки планов эвакуации и установленного порядка действий при возможных чрезвычайных ситуациях, а также занятия по использованию средств пожаротушения.
• Оформление плакатов и стендов с наглядной агитацией о пожарах в регионе.
• В каждой группе обязательно вывешивается план эвакуации при пожаре, правила пожарной безопасности (требование выполнения которых — неукоснительно), инструкция, какая регламентирует действия педработников и вспомогательного персонала в случаях возникновения пожара.
Работа воспитателей с детьми по формированию навыков, знаний и правил пожарной безопасности.
Какая работа может проводится с дошколятами по серьезному вопросу о пожарной безопасности? Оказывается, это возраст, когда закладываются необходимые первоначальные навыки общей безопасности, в том числе пожарной. Итак, комплекс занятий с детьми:
• цикл практических занятий, где детям предлагается самим найти выход из ситуации;
• знакомство с иллюстрациями на пожарную тематику;
• чтение художественных произведений;
• встречи с сотрудниками пожарной службы;
• сюжетно-ролевые игры по теме;
• моделирование и проигрывание различных ситуаций на противопожарную тематику;
• просмотр фильмов;
• экскурсии в пожарную часть;
• рисование на тему «Пожарные спасатели глазами детей» и многое другое.
Работа с родителями по предупреждению пожарной обстановки:
• оформление стендов на противопожарную тематику;
• проведение бесед, консультаций, опросов, анкетирования.
Систематическое проведение вышеперечисленных мероприятий позволит:
• значительно снизить риск возможного возникновения пожарных ситуаций,
• повысить уровень ответственности работников детского сада и родителей воспитанников,
• создать безопасные условия жизнедеятельности детей дошкольного возраста.
Пожар — страшная беда, особенно когда гибнут люди. Безопасность нахождения детей в дошкольном учреждении складывается из личной ответственности каждого работника.

Эпидемиологическая безопасность

Детский сад имеет Санитарно-эпидемиологическое заключение Государственной санитарно-эпидиологической службы о соответствии образовательной деятельности государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам. В соответствии с санитарными нормами и правилами разработаны инструкции по санитарному содержанию помещений в обычном рабочем режиме и в случае карантина в связи с инфекционными заболеваниями бактериальной и вирусной этиологии.

Основными мероприятиями, выполняемыми в целях выполнения норм санитарно-эпидемиологической безопасности являются:

  • Постоянный контроль за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-эпидемиологических мероприятий.
    Помещение и территория детского сада ежегодно перед началом учебного года принимается на основании актов комиссии, утвержденных приказом заведующего. Санитарно-эпидемиологическая служба регулярно проводит лабораторные исследования воды при открытии бассейна.
  • Предварительные и периодические медосмотры работников.
    Сотрудники ДОУ имеют медицинские книжки и своевременно проходят плановые медицинские обследования.
  • Обучение работников учреждения обязательному санитарному минимуму.
  • Периодические медосмотры детей, соблюдение режима дня.
    Для каждой возрастной группы разработан режим дня, в котором определено количество и продолжительность образовательной, двигательной деятельности, перерывы между ними, отведено время для приема пищи, прогулок, сна, игровой деятельности детей. Режим дня и расписание занятий составляются в соответствии с требованиями СанПиН. В каждой группе соблюдается питьевой, двигательный режим и режим проветривания.
  • Лечебно-профилактические и санитарно-эпидемиологические мероприятия.
Нормативные документы
Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций
Техническая безопасность

В целях обеспечения технической безопасности в ДОУ в установленное время проводятся:

  • периодические осмотры помещений;
  • контроль технического состояния конструкций здания и систем жизнеобеспечения (водопровода и канализации, вентиляции воздуха, водяного отопления, электрических сетей и т.п.);
  • осмотры территории, ограждения, входных ворот и калиток;
  • проверка состояния наружного освещения;
  • проверка функционирования охранных систем.


Электробезопасность
 — система организационно-технических мероприятий и средств, обеспечивающих защиту людей от вредного и опасного воздействия электрического тока, электрической дуги, электромагнитного поля и статического электричества. Правила электробезопасности регламентируются правовыми и техническими документами, нормативно-технической базой. Знание основ электробезопасности обязательно для персонала, обслуживающего электрооборудование.

Основными мероприятиями, направленными на обеспечение электробезопасности в ДОУ являются:

  • профилактические осмотры и планово-предупредительный ремонт электрооборудования и электросетей;
  • периодическая проверка сопротивления изоляции и заземления оборудования;
  • установка устройств защитного отключения;
  • оснащение рабочих мест средствами защиты от электрического тока;
  • периодические испытания средств защиты;
  • обучение и инструктаж работников по электробезопасности;
  • назначение ответственного за электрохозяйство и лица, замещающего его в период длительного отсутствия;
  • организация работ в соответствии с Перечнем видов работ, выполняемых в порядке текущей эксплуатации.

Обеспечение безопасной эксплуатации инженерных коммуникаций предусматривает:

  • назначение ответственных лиц за эксплуатацию теплопотребляющих установок и тепловых сетей и их периодическое обучение;
  • профилактические осмотры и текущее обслуживание;
  • планово-предупредительные ремонты;
  • гидравлические испытания системы отопления;
  • наличие контрольно-измерительных приборов и их периодическое испытание в лицензированной лаборатории.
Охрана труда

Охрана труда — система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно — технические, санитарно — гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.
Охрана труда в ДОУ организована в соответствии требованиями трудового законодательства.
Основная цель охраны труда заключается в установлении государственных гарантий трудовых прав и свобод сотрудников ДОУ , создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов сотрудников и работодателя.
Основные задачи охраны труда в ДОУ
• обеспечить безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов;
• создать и обеспечить функционирование системы управления охраной труда;
• обеспечивать соответствующие требованиям охраны труда, условия труда на каждом рабочем месте;
• организовать режим труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;
• обеспечивать приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением;
• организовать обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда;
• обеспечить недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда;
• организовать контроль за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты;
• проводить специальную оценку условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда;
• не допускать работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний;
• информировать работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья, предоставляемых им гарантиях.
• организовать расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в порядке, установленном настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации
• обеспечить обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

Охрана жизни и здоровья воспитанников

Главной целью охраны жизни и здоровья детей в детском саду является создание и обеспечение здоровых и безопасных условий, сохранение жизни и здоровья воспитанников в процессе воспитания и организованного отдыха.

Для обеспечения безопасности воспитанников в детском саду осуществляются следующие мероприятия:

  • инструктажи педагогических работников по охране жизни и здоровью детей;
  • обучение коллектива действиям в чрезвычайных ситуациях;
  • учебные тренировки по эвакуации воспитанников и персонала;
  • организация работы с детьми по основам безопасности жизнедеятельности, основам пожарной безопасности и правилам поведения детей на дороге.
    Обучение детей правилам дорожного движения

Важнейшая роль в профилактике детского дорожно-транспортного травматизма принадлежит ДОУ. Только при систематическом изучении правил, использовании новых форм пропаганды ПДД, взаимодействии органов образования, здравоохранения и ГИБДД можно решить проблему детского травматизма.

По всем направлениям деятельности ДОУ по профилактике детского дорожно­-транспортного травматизма определены формы работы:

  • с педагогами: информационно-практические обучающие занятия, анкетирование, тестирование, консультации, выставки, мастер-классы, изготовление методических игр и пособий, обзор литературы, педагогические советы, семинары, конкурсы педагогического мастерства;
  • с детьми: целевые прогулки, свободная продуктивная деятельность, музыкально-игровые досуги, праздники, развлечения, театрализация (кукольные, драматические представления, спектакли), учебно-тренировочные комплексные занятия на территории, беседы, выставки, тематические недели по правилам дорожного движения, чтение художественной литературы, участие в акциях, игры (дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные, интеллектуальные), изготовление атрибутов для проигрывания дорожных ситуаций, конкурсы, викторины;
  • с родителями: родительские собрания с приглашением инспекторов ГИБДД, сотворчество родителей и воспитателей, совместные досуги, анкетирование, консультации, беседы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма, совместное составление фото и видеоматериалов.

Ежегодно перед началом учебного года в ДОУ разрабатывается План работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.              

Оздоровительная работа в ДОУ

Основной задачей работы педагогического коллектива детского сада является создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей. Разработана система оздоровительной работы  с учетом условий ДОУ и контингента детей, включающая физкультурно-оздоровительную работу, рациональное питание, создание эмоционально-комфортной среды, способствующей формированию положительного, осознанного отношения к здоровому образу жизни. Оздоровительная работа имеет своей целью качественное улучшение физического состояния, развития и здоровья ребенка.

Направления оздоровительной работы:

  • Обеспечение эмоционально-психологического комфорта детей.
  • Оптимальная организация режима дня, способствующая увеличению двигательной активности детей
  • Организация лечебно-профилактических мероприятий.
  • Формирование у детей осознанного отношения к своему здоровью.

Психологическая безопасность воспитанников обеспечивается и гарантируется:

  • нормативно-правовыми актами (Конвенция по правам ребенка, Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Семейный кодекс РФ, Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» и др.)
  • сопровождением воспитательно-образовательного процесса специалистами ДОУ (администрация учреждения, старший воспитатель, педагог-психолог, воспитатели, музыкальный руководитель, медсестра).

Формирование культуры безопасности воспитанников ДОУ осуществляется через решение следующих задач:

  • Формирование правильных, с точки зрения обеспечения безопасности жизнедеятельности, поведенческих мотивов.
  • Развитие качеств личности, направленных на безопасное поведение в окружающем мире.
  • Формирование способностей принятия безопасных решений в быту.
  • Привитие знаний, умений, навыков по снижению индивидуальных и коллективных рисков.
  • Выработка морально-психологической устойчивости в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций.