Доступная среда

Ключевым ориентиром современной системы образования является создание специальных условий для развития и самореализации каждого ребенка. С 2011 года в РФ стартовала широкомасштабная государственная программа «Доступная среда»,  цель которой – создание безбарьерной среды для людей с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с нормативными документами РФ к маломобильным группам населения относятся:

  • Инвалиды с поражением опорно-двигательного аппарата (включая инвалидов, использующих кресла-коляски)
  • Инвалиды с нарушением зрения и слуха
  • Лица преклонного возраста (60 лет и старше)
  • Временно нетрудоспособные
  • Беременные женщины
  • Люди с детскими колясками
  • Дети дошкольного возраста.

Безбарьерная (доступная) среда — это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый образ жизни.

Одним из приоритетных направлений государственной политики является политика создания условий для предоставления детям-инвалидам и детям с ОВЗ равного доступа к качественному образованию в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования, с учетом особенностей их психофизического развития.

В современном образовании поставлена цель — обеспечить доступное и качественное образование детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Поэтому ДОУ принимают на себя обязательство выстроить образовательный процесс таким образом, чтобы дети с ОВЗ и дети-инвалиды были включены в него и могли обучаться совместно с другими детьми. Педагоги ДОУ должны научиться работать с разноуровневым контингентом детей, находящихся в одном информационном поле. В группе могут присутствовать здоровые дети и дети с ОВЗ, такие как: дети с ДЦП, слабовидящие, слабослышащие, дети с нарушением РАС и дети-инвалиды.

Детям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам государство обеспечивает (в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида):

  • дошкольное воспитание;
  • внешкольное воспитание и образование;
  • среднее общее образование;
  • среднее профессиональное образование;
  • высшее профессиональное образование.

Им предоставляется возможность посещать детские дошкольные учреждения общего типа, если же состояние их здоровья это исключает, они направляются в специальные дошкольные учреждения.

Условия организации обучения и воспитания обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

Согласно ст.2 п.16 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» определено, что «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий».

Паспорт-доступности-1

Состояние доступности образовательного учреждения для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

В настоящее время невозможно полностью обеспечить доступность с учётом потребностей инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.Конструктивные особенности здания не предусматривают наличие подъемников и других приспособлений, обеспечивающих доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).  Тактильные плитки, напольные метки, устройства для закрепления инвалидных колясок, поручни внутри помещений, приспособления для туалета/душа, кровати и матрасы специализированного назначения в образовательной организации отсутствуют. Центральный вход оборудован кнопкой вызова.
Здание оснащено системой противопожарной сигнализации и световым табло «Выход». При необходимости инвалиду или лицу с ОВЗ будет предоставлено сопровождающее лицо.
Доступ к кабинетам администрации, методическому и медицинскому кабинетам, туалету обеспечен посредством предоставления сопровождающего лица.

В ДОУ организовано взаимодействие со специалистами службы ПМПК, обеспечено психолого–педагогическое сопровождение воспитанников всех категорий.Учреждение укомплектовано квалифицированными кадрами, осуществляющими коррекционно – развивающую деятельность: педагог-психолог, музыкальный руководитель,инструктор по физической культуре, медицинский работник.

Сведения об оборудованных учебных кабинетах, объектов для проведения практических занятий, библиотек, объектов спорта, средств обучения и воспитания, в том числе приспособленных для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В детском саду для использования инвалидами и лицами с ОВЗ имеются: групповые помещения,2 музыкальных зала,спортивный зал.Инвалиды и лица с ОВЗ  могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях, в соответствии с рекомендациями медицинских специалистов. В групповых помещениях обеспечен свободный доступ к играм и игрушкам, подход к оборудованию беспрепятственный, развивающая предметно-пространственная среда приспособлена для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья содержательно — насыщенная, трансформируемая, полифункциональная, вариативная, доступная и безопасная. При организации образовательной деятельности для ребенка-инвалида созданы равные условия с другими детьми, путем проведения индивидуальной работы. Объектов для проведения практических занятий, библиотек, объектов спорта, средств обучения и воспитания в ДОУ не имеется.

П

Об условиях питания и охраны здоровья воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.Созданы условия для организации питания воспитанников, хранения и приготовления пищи в соответствии с требованиями  СанПиН 2.4.1.3049-13.

Организация питания  детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. 

В детском саду питание организовано в групповых комнатах. Весь цикл приготовления блюд происходит на пищеблоке. Пищеблок укомплектован кадрами. Помещение пищеблока размещается на первом этаже, имеет отдельный выход.
Продукты принимаются завхозом детского сада при наличии сертификатов и маркировочных ярлыков, регистрируются в бракеражном журнале сырых продуктов. Пищевые продукты хранятся в соответствии с условиями хранения и сроками годности, установленными предприятиями – изготовителями в соответствии с нормативно-технической документацией.
Транспортирование пищевых продуктов осуществляется специальным автотранспортом поставщиков.
Устройство, оборудование, содержание пищеблока детского сада соответствует санитарным правилам к организации детского общественного питания. Пищеблок оснащен всем необходимым технологическим и холодильным оборудованием, производственным инвентарем, кухонной посудой. Все блюда — собственного производства; готовятся в соответствии с технологическими картами, санитарными нормами.
В учреждении организовано сбалансированное пятиразовое питание в соответствии с примерным 10-дневным меню. При составлении меню используется разработанная картотека блюд, что обеспечивает сбалансированность питания по белкам, жирам, углеводам. Готовая пища выдается только после снятия пробы и соответствующей записи в журнале результатов оценки готовых блюд.
Контроль за качеством питания, витаминизацией блюд,  закладкой продуктов питания, санитарным состоянием пищеблока, хранением продуктов, соблюдением сроков  реализации  продуктов осуществляет заведующий и медицинский работник.
Создание отдельного меню для детей с ОВЗ не практикуется.

Условия охраны здоровья инвалидов и лиц с ОВЗ
Медицинское обслуживание детей, в т.ч. детей с ОВЗ  в детском саду осуществляет внештатный врач-педиатр, медицинская сестра (поликлиника № 11)

Сведения о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям,в том числе приспособленными для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Специальных технических средств обучения коллективного  и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ— нет

Сведения о доступе к электронным образовательным ресурсам, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ОВЗ
Дети с ОВЗ  могут участвовать в образовательном процессе по адаптированной образовательной программе. Приспособленных электронных образовательных ресурсов для использования детьми с ОВЗ в ДОУ не имеется.
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования 
В ДОУ имеются 2 ноутбук,  3 компьютера с выходом в интернет. Специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для детей с ОВЗ и инвалидов  отсутствуют.

Общежитие, интернат, жилые помещения в общежитии, в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ОВЗ, для иногородних воспитанников  отсутствуют.

Трудоустройство выпускников не предусмотрено. После окончания обучения в ДОУ воспитанники  поступают в образовательные учреждения, реализующие программы начального общего образования.

Нормативно правовые акты федерального значения

Полезные сайты для педагогов и родителей по инклюзивному образованию

Информационно — методический портал по инклюзивному и специальному образованию «Образование без границ»

Институт проблем инклюзивного образования МГППУ

Центр Лечебной Педагогики «Особое детство»

«Дефектолог» — Сайт для родителей, желающих узнать больше о развитии своего ребенкаEdit»Доступная среда»