Информация по ФГОС

Уважаемые родители!

С  1  января  2014  года  введен  в  действие  Федеральный  государственный  образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО).

Что   такое   Федеральный   государственный   образовательный   стандарт дошкольного образования?

Федеральный  государственный  стандарт  дошкольного  образования  (ФГОС ДО)  устанавливается  в  Российской  Федерации  в  соответствии  с  пунктом  6 части  1  статьи  6  Федерального  закона  от  29  декабря  2012  г.  N  273-ФЗ  «Об образовании  в  Российской  Федерации»       и  представляет  собой  «совокупность требований,    обязательных      при   реализации     основных     образовательных программ      дошкольного      образования      (ООП      ДО)    образовательными учреждениями,  имеющими  государственную  аккредитацию»

 

С чем связано введение ФГОС ДО?

Введение  ФГОС связано с  тем,  что настала  необходимость  стандартизации  содержания  дошкольного  образования,  для  того  чтобы,  обеспечить  каждому  ребенку  равные  стартовые  возможности  для  успешного  обучения  в  школе. Однако  стандартизация    дошкольного    образования    не   предусматривает предъявления    жестких   требований    к  детям   дошкольного    возраста,  не  рассматривает их в жестких «стандартных» рамках.

 

Для кого написан ФГОС, с какой целью?

ФГОС  написан  для  всех  участников  образовательного  процесса  (педагогов, воспитанников,    их   родителей    (законных   представителей),    социальных партнеров, общественности) и  направлен на достижение следующих целей:

  • повышение социального статуса дошкольного образования;
  • обеспечение  государством  равенства  возможностей  для  каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;
  • обеспечение   государственных     гарантий    уровня   и   качества дошкольного     образования   на   основе   единства   обязательных   требований   к  условиям   реализации   образовательных    программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения;
  • сохранение   единства   образовательного   пространства   Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.

 

Какие задачи дошкольного образования решает Стандарт?

  • охрана и укрепление  физического и психического здоровья детей, в том  числе их эмоционального благополучия;
  • обеспечение равных  возможностей  для  полноценного  развития  каждого  ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических других   особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
  • обеспечение  преемственности  целей,  задач  и  содержания  образования,  реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней;
  • создание  благоприятных  условий  развития  детей  в  соответствии  с  их возрастными    и  индивидуальными      особенностями    и  склонностями, развитие  способностей  и  творческого  потенциала  каждого  ребенка  как   субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
  • объединение    обучения   и  воспитания  в   целостный   образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил  и  норм  поведения  в интересах человека,семьи, общества;
  • формирование  общей  культуры  личности  детей,  в  том  числе  ценностей  здорового   образа   жизни,  развитие   их   социальных,   нравственных,  эстетических,  интеллектуальных,  физических  качеств,  инициативности,  самостоятельности      и   ответственности     ребенка,    формирование  предпосылок учебной деятельности;
  • обеспечение   вариативности   и   разнообразия   содержания   Программ   и  организационных      форм    дошкольного     образования,   возможности формирования      Программ    различной     направленности    с   учетом образовательных     потребностей,   способностей    и  состояния здоровья детей;
  • формирование     социокультурной  среды,  соответствующей  возрастным, индивидуальным,   психологическим   и   физиологическим   особенностям   детей;
  • обеспечение  психолого-педагогической  поддержки  семьи  и  повышения  компетентности     родителей    (законных    представителей)    в  вопросах  развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

 

Какие новые требования выдвигает ФГОС ДО?

Стандарт выдвигает три группы требований:

  1. Требования    к    структуре    основной     образовательной     программы дошкольного образования;
  2. Требования к условиям реализации основной образовательной программы  дошкольного образования;
  3. Требования к результатам освоения основной образовательной программы  дошкольного образования.

Что является отличительной особенностью ФГОС ДО?

В   отличие   от   других   стандартов,   ФГОС   дошкольного   образования   не  является    основой    оценки     соответствия    установленным      требованиям  образовательной     деятельности     и   подготовки    обучающихся.      Освоение  образовательных     программ   дошкольного     образования    не  сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся.    Стандарт    ДО   не  допускает    переноса   учебно-дисциплинарной      модели образования на жизнь ребёнка дошкольного возраста.  Новый документ ставит во главу угла индивидуальный подход  к ребенку через  игру, где происходит сохранение  самоценности  дошкольного  детства  и  сохраняется  сама  природа дошкольника.      Ведущими   видами   детской   деятельности   стали:   игровая,  коммуникативная,          двигательная,        познавательно-исследовательская, продуктивная    и   др.  Необходимо    отметить,   что   каждому    виду  детской  деятельности    соответствуют     определенные     формы     работы    с   детьми. Изменяется и способ организации детских видов деятельности: не руководство взрослого, а совместная (партнерская) деятельность взрослого и ребенка  –  это  наиболее   естественный   и   эффективный   контекст   развития   в   дошкольном детстве.

Какие   требования   к   результатам   освоения   основной   образовательной программы дошкольного образования устанавливает Стандарт?

Требования  Стандарта  к  результатам  освоения  Программы  представлены  в  виде  целевых  ориентиров  дошкольного  образования,  которые  представляют собой    социально-нормативные       возрастные     характеристики     возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования   К  целевым  ориентирам  дошкольного  образования  относятся  следующие  социальные  и  психологические  характеристики  личности  ребёнка  на  этапе  завершения ДО:

  • инициативность     и    самостоятельность      в   разных     видах

деятельности;

  • способность выбирать  себе род занятий;
  • уверенность в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к другим;
  • обладание чувством собственного достоинства;
  • взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
  • проявление    в  различных    видах   деятельности    воображения,

фантазии, творчества;

  • подчинение разным правилам и социальным нормам;
  • проявление творческих способностей;
  • способность  контролировать  свои  движения  (уровень  развития

крупной  и мелкой  моторики);

  • способность к волевым усилиям;
  • проявление любознательности;
  • склонность к наблюдению, экспериментированию;
  • способность к принятию собственных решений.

 

Таким   образом,   целевые   ориентиры   представляют   собой   не   оценку  достижений    ребенка   в   жестких   рамках:   знания,  умения    и  навыки,   а  представляют     собой    социальные     и   психологические     характеристики  возможных достижений ребенка. Важно,   чтобы   у   ребенка   к   окончанию   подготовительной   группы  в  детском  саду  были  сформированы  волевая   и  мотивационная  готовность  к школе.

Как изменятся взаимоотношения с родителями?

Документ ориентирует на взаимодействие с родителями: родители должны участвовать в реализации программы, в создании условий для полноценного и  своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности. Родители должны быть активными  участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями.

В соответствии с ФГОС ДО Организация обязана:

  • информировать      родителей      (законных                представителей)  и общественность относительно целей  дошкольного  образования,  общих   для всего   образовательного   пространства   Российской   Федерации,   а   также  о  Программе,      и  не  только  семье,  но  и  всем  заинтересованным  лицам, вовлечённым в  образовательную  деятельность;
  • обеспечить открытость дошкольного образования;
  • создавать  условия  для  участия  родителей  (законных  представителей)  в образовательной деятельности;
  • поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их  здоровья;
  • обеспечить  вовлечение    семей        непосредственно  в  образовательную деятельность,  в    том      числе  посредством          создания  образовательных проектов    совместно    с    семьёй    на    основе          выявления  потребностей  и  поддержки образовательных инициатив семьи;
  • создавать  условия  для  взрослых  по  поиску,  использованию  материалов, обеспечивающих  реализацию  Программы,  в  том  числе  в  информационной среде,  а  также  для  обсуждения  с  родителями    (законными    представителями)  детей вопросов, связанных с реализацией Программы.

 

Закон РФ «Об образовании» Ст. 18

 

Родители являются первыми педагогами.

Они обязаны заложить основы физического,

нравственного и интеллектуального

развития личности ребенка в раннем детском возрасте.