Публичный отчет

Публичный отчёт

БДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад № 201»

2013-2014 учебный  год.

 

 

Бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка – детский сад № 201»  расположено в  Советском  округе,  по адресу:  г. Омск — 45,  ул. Волкова, 3б. Здание ДОУ — типовое,  2-х этажное, состоит из двух корпусов соединённых переходом: основное здание и оздоровительный комплекс с  бассейном.

Детский сад имеет:

-бассейн,

-спортивную площадку,

-физкультурный зал,

-два музыкальных зала,

-кабинет музыкальных руководителей,

-изостудию,

-кабинет психолога,

-кабинет инструктора по физической культуре,

-оснащённый методический кабинет,

-комната для организации дополнительных образовательных услуг,

-медицинский блок (процедурный, медицинский кабинет, изолятор).

ДОУ функционирует в постоянном режиме развития.

Весь воспитательно-образовательный процесс в 2013-2014 учебном году был направлен на реализацию главной цели функционирования ДОУ: укрепление здоровья и своевременную коррекцию имеющихся нарушений; максимальную реализацию потенциальных возможностей детей дошкольного возраста; стабилизацию психофизического развития воспитанников для успешной интеграции в общеобразовательную школу и общество сверстников.

ДОУ рассчитано на 12 групп, воспитывается 352 ребенка,  с двух до семи лет, дети поступают  на основании путёвки, выданной департаментом образования Администрации города Омска, заявления родителей,  и договора. В работе с детьми дошкольного возраста руководствовались Законом РФ «Об образовании», Уставом БДОУ, методическими письмами и рекомендациями Министерства образования Омской области и департаментом образования Администрации города Омска, внутренними приказами, в которых определен круг регулируемых вопросов о правах и обязанностях участников образовательного процесса. Воспитательно-образовательный процесс ведется по программам,  утвержденным Министерством образования Российской Федерации:

Приоритетное направление работы ДОУ:    «Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ».

Стабильная работа коллектива по реализации программ развития  первого и второго поколения дошкольного учреждения обеспечила психологический комфорт и эмоциональное благополучие воспитанников: основная часть детей доброжелательны, открыты, проявляют хорошие интеллектуальные способности и готовность к школьному обучению. Однако, экологические сложности, генетическая наследственность, всё это  потребовало от коллектива более углублённой работы по  сохранению и укреплению здоровья дошкольников. Поэтому  тема  программы развития  направлена  на сохранение и укрепление здоровья детей.

—  Программа развития ДОУ 2010-2015 год «Организация единого здоровьесберегающего пространства, направленного на сохранение и укрепление здоровья дошкольников в ДОУ и в семье».

—  «Программа воспитания и обучения в детском саду»  М.А. Васильева и другие.

Цель программы: Создание условий для всестороннего развития и воспитания детей в соответствии с их возрастными и психофизическими особенностями и подготовку их к обучению в школе;

—  «Образовательная система «ШКОЛА — 2100» — под редакцией А.А. Леонтьева.

Цель программы: Создание условия для правильного коррекционного обучения и воспитания детей дошкольного возраста в условиях детского сада.

Воспитательно-образовательные программы и учебный план БДОУ предусматривают выполнение государственных функций обеспечения базового дошкольного образования. Программы обеспечивают непрерывность воспитательно-образовательной работы с детьми от 2 до 7лет.

Режим  работы детского сада: пятидневная рабочая неделя:

7.00 – 19.00 (12 часовым пребыванием) — 12  групп.

Посещаемость в среднем составляет 74 %.

Укомплектованности по БДОУ -121 %.

Все дети распределены по возрастным группам

Группы (по возрасту детей). Количество групп. Количество детей.
Первая младшая группа 2
Вторая младшая группа 3
Средняя группа 2
Старшая группа 2
Подготовительная к школе группа 3
Всего детей 12 групп

 

 

 

 

 

 

Для каждой возрастной группы программа строится с учетом возрастных особенностей и индивидуального подхода к ребенку. Предусмотрена организация детской деятельности в течение дня:  это занятия, как специальная организационная форма обучения, нерегламентированные виды деятельности и свободное время. Заложено оптимальное сочетание индивидуальной и совместной деятельности детей. Методы и приемы обучения, предусмотренные в программе, стимулируют интеллектуальную и познавательную активность детей.

В основе воспитательной системы лежат направления работы,  из которых используются различные формы их реализации. Это позволяет увидеть и развить творческие способности детей, их наклонности, проследить взаимоотношения детей друг к другу и взрослыми.

Главным условием для достижения этих целей является включение каждого ребенка на каждом занятии в воспитательно-образовательную деятельность с учетом его возможностей и способностей. Достижение указанных целей обеспечивается поэтапным решением задач работы учреждения.

В 2013-2014 учебном году педагогический коллектив реализовывал следующие годовые задачи:

*Поиск эффективных форм взаимодействия педагогов и родителей в воспитании и развитии детей.

* Организация проектной деятельности в работе с детьми.

* Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми для сохранения и укрепления здоровья.

Методическая тема ДОУ.

* Развитие профессиональной компетентности педагогов с целью повышения качества и эффективности воспитательно- образовательного процесса.

Был изучен и составлен образовательный заказ педагогов на учебный год. Для  реализации образовательного заказа и решения годовых задач была спланирована система организационно-методической работы, которая  осуществлялась  в следующих направлениях:

в учебном годуосуществлялись существенные положительные мероприятия,  способствующие  развитию  инновационных  процессов в ДОУ:

  • Дошкольное учреждение на городском мероприятии отчиталось за выигранный гранд в один миллион, представив творческий отчёт – презентацию: «Система, традиции, обновление содержания воспитания дошкольников в центре развития ребёнка» — заведующий ДОУ  О.Г.Андрусенко.

«Дополнительное образование  дошкольников как условие развития личности ребёнка» — старший воспитатель А.Ф. Кутузова.

«Обучение дошкольников каратэ» —  педагог дополнительного образования Садилова О.А.

Педагоги представили стендовые доклад «Организация кружковой работы  в ДОУ».

  1.  «Приобщение младших дошкольников к социальной действительности в процессе театрализованной деятельности» Дубовенко И.М., Красноруцкая О.А.
  2. «Развитие связной речи младших дошкольников посредством игровой деятельности» Шмидт Н.О., Колесник Т.В.
  3. «Устное народное творчество —  как эффективное средство развития  речи младших дошкольников» УнжаковаО.Ю., Голикова Н.В.
  4. «Совершенствование работы по развитию двигательной активности дошкольников путём обучения их плаванию» Ваняшова А.А.
  5. «Техника оригами как условие развития творческой личности дошкольника» Шпак Е.И., Ровенская Л.П.
  6. «Формирование познавательного интереса дошкольников через   ознакомление с техникой оригами» Галайдина О.Н., Туманова Н.К.
  7. «Развитие творческой продуктивной деятельности посредством ручного труда» Гацюк Т.Я., Мартынова Г.В.
  8. «Приобщение детей  к изобразительному искусству, используя нетрадиционные техники рисования» Тарасова О.И., Галузина Т.Д.
  9. 9.      «Развитие детского творчества в процессе кружковой работы» Сухова Е.А., Булгакова Л.П.
  • ДОУ продолжает сотрудничество с  БОУ ДПО «ИРООО», это участие в региональном  инновационном  комплексе  в образовании по теме  «Обновление дошкольного образования в соответствии с ФГТ». Итогом данной работы за год явилось участие в третьей Межрегиональной научно-практической конференции «Введение федерального государственного образовательного стандарта: стратегии, риски, перспективы». На данной конференции, в работе секции старшим воспитателем Кутузовой А.Ф. представлены материалы и  выступление «Обновление содержания в условиях реализации ФГТ (на примере модуля «Введение в мир культуры Омского Прииртышья»).
  • Шатохина Н.В., Карабыкова Н.Б., Туманова Н.К., Комарова З.М., в этом учебном году работали в городском методическом объединении педагогов «Повышение профессиональной компетентности педагогических работников ДОУ в результате применения Интернет-ресурсов». На итогом заседании творческой гостиной «Волшебные уроки в стране здоровья»  Шатохиной Н.В. представлен видео-материал «Наличие консультанта в учреждении по ИКТ».
  • В течение  учебного года функционировало городское методическое сообщество старших воспитателей, результатом данной работы является создание образовательной программы ДОУ обновление содержания дошкольного образования в соответствии федеральных государственных требований.
  • ГМС по укреплению и сохранению здоровья дошкольников  посещала в течение учебного года педагог Карабыкова Н.Б.
  • ДОУ принимает участие в конкурсе некоммерческих организаций по разработке и выполнению общественно-полезных проектов на территории города Омска, в номинации «Создание условий для развития детско-юношеского и массового спорта, организация физкультурно-оздоровительной работы по месту жительства на территории города Омска». В результате победы на территории ДОУ в период с июня по сентябрь 2012 года будет построена спортивная детская площадка, на выигранную сумму в конкурсе около  500 тысяч рублей.
  • Принимали участие в профессиональных  конкурсах

«Солнечный круг» — Туманова Н.К., Фёдорова А.И., Кутузова А.Ф., в результате лауреатом стала Кутузова А.Ф.

  • Сданы документы на областной конкурс «Воспитать человека…» — воспитателем Тумановой  Н.К., ждём положительных результатов.

ДОУ взаимодействует с

—департаментом образования Администрации города Омска:получение нормативно — правовых документов, взаимодействие с отделом дошкольного образования, прохождение аттестации, лицензирование и аккредитация, получение юридических консультаций, участие в проведении и организации конкурсов, решение вопросов финансирования, повышение профессиональной компетентности;

—институтом работников образования Омской области — методическое обеспечение, научно- практические конференции, повышение квалификации педагогических кадров, аттестация педагогическихкадров;                                                                            —городским методическим центром развития и образования «Перспектива» — методическое обеспечение, семинары-практикумы, консультации, методические объединения, мастер-классы, обмен опытом работы, участие в конкурсах педагогического мастерства, детского творчества, участие в проведении «педагогических гостиных» повышение профессиональной компетентности;

—налажена продуктивная связь (на основе договоров о  сотрудничестве) со средней общеобразовательной школой № 82, школой искусств № 10, детской спортивной школой № 1,  детской поликлиникой № 11, библиотечным центром «Дом семьи, ГДЮЦем.

Результатом осуществления воспитательно-образовательного процесса является качественная подготовка детей к обучению в школе.  По результатам индивидуальных бесед с родителями и отзывы педагогов школ № 82, 61 свидетельствуют о высоком  уровне подготовкидошкольников и  соответствует требованиям, предъявляемым к дошкольникам.

В ДОУ сложились тесные связи с СОШ № 82, работая над проблемой «Преемственности дошкольного и начального школьного воспитания и обучения». Проводятся совместные педагогические советы, семинары-практикумы,  заседания медико-психолого-педагогические консилиумы. В настоящее время основная задача, стоящая перед педагогическими коллективами – сформировать у детей потребность в  сохранении своего здоровья, воспитание привычки к здоровому образу жизни, развитие личности через творческое развитие.

Образовательное учреждение награждено в 2013-2014 учебном году:

  • Диплом департамента образования Администрации города Омска за 1 место в окружном этапе соревнований, посвящённых «Дню защиты детей» «Весёлый малыш», в зачёт Спартакиады среди воспитанников дошкольных образовательных учреждений города Омска.
  • Дипломдепартамента образования Администрации города Омска  за 1 место в первенстве по  пионерболу «Летающий мяч», в зачёт Спартакиады среди воспитанников дошкольных образовательных учреждений города Омска.
  • Почётная грамота за активное участие в окружной спортивной эстафете «01 СПЕШИТ НА ПОМОЩЬ».
  • Дипломдепартамента образования Администрации города Омска  за 1 место в лично-командном первенстве по плаванию «Весёлые рыбки», в зачёт Спартакиады среди воспитанников дошкольных образовательных учреждений города Омска.
  • Сертификатом участников  отмечены дети и педагоги Туманова Н.К., Галайдина О.Н. в городском интеллектуальном, творческом марафоне дошкольников «УМКА», организованном БОУ ДО«Центр дополнительного образования детей «Зврика».
  • Почётной грамотой награждено ДОУ – победитель окружного смотра конкурса художественного и прикладного творчества «Безопасность глазами детей» среди ДОУ САО города Омска. Особый вклад детей и родителей старшей группы, педагог Тарасова О.И., детям вручены подарки, участие принимали дети и педагог Шпак Е.И.
  • Благодарственным письмом Департамента образования Администрации города Омска, БДОУ  «ЦТР и ГО» «Перспектива», детским клубом «ТАИС» награждается администрация ДОУ, педагоги и дети старших и подготовительных к школе групп (51ребёнок) за активное участие в конкурсе «Солнечный круг». Отдельная благодарность четырём детям и  педагогу Тумановой Н.К.
  • Сертификатом участника городского конкурса изобразительного искусства «Все сказки мира» дети и педагоги Шакирова Л.Р., Туманова Н.К., Галайдина О.Н., Тарасова О.И., Ровенская Л.П., Дубовенко И.М.
  • Сертификатом участника городского конкурса «Мир глазами детей», воспитанница группы № 12 стала призёром конкурса.
  • Диплом  за 2 место в финальных соревнованиях, посвящённых «Дню защиты детей» «Весёлый малыш», в зачёт Спартакиады среди воспитанников дошкольных образовательных учреждений города Омска.
  • Диплом департамента образования Администрации города Омска за 1 место в окружном этапе соревнований, посвящённых «Дню защиты детей» «Весёлый малыш», в зачёт Спартакиады среди воспитанников дошкольных образовательных учреждений города Омска.
  • Министерство образования Омской области БОУДПО ИРООО  отметил  ДОУ сертификатом участника регионального инновационного комплекса в образовании «Обновление дошкольного образования в соответствии с ФГТ».
  • В течение года систематически проводились педагогические советы, на которых рассматривались вопросы организации и обеспечения качества образовательного процесса, работы с родителями, проводился анализ выполнения педагогами программных и годовых задач, планировались текущие мероприятия, рассматривались результаты контрольной деятельности.  Педсоветы проводились  в традиционной и  нетрадиционной форме: педагогический пробег, КВН, круглый стол, отчёт – конференция и другие. На педагогических совещаниях педагогипредставляли свой опыт работы:

По обеспечению безопасности дошкольников:

Ракова И.А по теме  «Объём знаний, умений, практических навыков детей дошкольного возраста в области противопожарной безопасности».

Гацюк Т.Я. систематизировала программные задачи, формы, методы, приёмы в работе с детьми по обучению детей правилам дорожного движения.

Шпак Е.И. предложила программно-методическое обеспечение по обучению детей поведению, когда он остаётся один дома.

Открытые мероприятия по теме «обеспечения безопасности  дошкольников» показали высокий уровень интереса, наличия практических навыков и познаний в совместной деятельности  детей. Это  в первой младшей группе детей  и педагога Шмидт Н.О.; с детьми  старшей дошкольной  группы и педагога Ровенской Л.П.

На педагогическом совещании «Формирование познавательных способностей ребёнка через его активное участие в образовательном процессе» педагоги представили опыт проектного метода в деятельности ДОУ.

Успешно представила работу с детьми подготовительной к школе группы по теме:  «Опытно-исследовательская деятельность дошкольников» — кратковременный проект по выращиванию овощных культур  в форме  видео-презентации  педагог Туманова Н.К.

Не менее интересно и наглядно  весь процесс по теме «Развития наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста в работе кружка по конструированию из бумаги» представлен педагогом Галайдиной О.Н. в форме также видео-презентации.

Наглядно и грамотно освещена работа в старшей группе по теме: «Развитие исследовательского интереса ребёнка – дошкольника в процессе изобразительной деятельности через организацию предметно-пространственной среды» педагогом Тарасовой О.И. в форме стендового доклада.

«Театрализованная деятельность – как средство развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста»  данный опыт работы представлен в форме стендового доклада педагогом Дубовенко И.М.

К педагогическому совещанию «Образовательная среда в группе – как условие социально-личностного развития дошкольника»организованы и представлены открытые просмотры непосредственно-образовательной деятельности  по реализации образовательной области «Социализация, которые показали первый опыт совместной деятельности детей и педагогов в освоении социального мира взрослых, в соответствии требований ФГОС.

Неподдельный интерес к НОД проявили малыши Гацюк Т.Я. в изготовлении бус для мам.

Унжакова О.Ю. знакомила ребят с хороводными играми.

Булгакова Л.П. в сюжетно-ролевой игре, Голикова Н.В. в игре-драматизации создавали в совместной деятельности с детьми  условия к приобретению социально-позитивного опыта ребёнка младшего дошкольного возраста.

Дети подготовительной к школе группы Галуза Н.Н. показали устойчивые знания и социальный опыт патриотического воспитания в НОД по теме «Наша родина – Россия».

Педагоги всех возрастных групп на примере темы патриотического воспитания «Защитники Отчества» создавали образовательную среду для получения знаний. Особенно ценно – это совместная деятельность  педагогов, родителей в обогащении знаний детей.

Делились педагогическим опытом на творческом отчёте – презентации для педагогов и руководителей ДОУ:

  • «Обновление содержания воспитания дошкольников в центре развития ребёнка» — заведующий ДОУ  О.Г.Андрусенко.
  • «Дополнительное образование  дошкольников —  как условие развития личности ребёнка» —            старший  воспитатель  Кутузова А.Ф.
  • «Развитие связной речи младших дошкольников посредством игровой деятельности» — воспитатель Колесник Т.В.
  • «Обучение дошкольников 6-7 лет каратэ в условиях дошкольного учреждения» —  педагог дополнительного образования  Плесовских О.А.
  • «Обучение детей дошкольного возраста искусству хореографии» —  педагог дополнительного образования Кузнецова О.А.
  • «Развитие индивидуальных творческих способностей дошкольников в процессе обучения вокально-хоровому  пению» -Шатохина Н.В

стендовые доклады: опыт работы «Организация кружковой работы  в ДОУ»

«Приобщение младших дошкольников к социальной действительности в процессе театрализованной деятельности»Дубовенко И.М., Красноруцкая О.А.

«Развитие связной речи младших дошкольников посредством игровой деятельности» Шмидт Н.О., Колесник Т.В.

«Устное народное творчество —  как эффективное средство развития  речи младших дошкольников»УнжаковаО.Ю., Голикова Н.В.

«Совершенствование работы по развитию двигательной активности дошкольников путём обучения их плаванию» Ваняшова А.А.

«Техника оригами как условие развития творческой личности дошкольника» Шпак Е.И., Ровенская Л.П.

«Формирование познавательного интереса дошкольников черезознакомление с техникой оригами»Галайдина О.Н., Туманова Н.К.

«Развитие творческой продуктивной деятельности посредством ручного труда»Гацюк Т.Я., Мартынова Г.В.

«Приобщение дошкольников к изобразительному искусству, используя нетрадиционные техники рисования» Тарасова О.И., Галузина Т.Д.

«Развитие детского творчества в процессе кружковой работы» Сухова Е.А., Булгакова Л.П.

С печатными  работами в  Чередовских чтениях приняли участие Андрусенко О.Г., Шатохина Н.В.

Осуществление контроля за воспитательно-образовательной работой (проверки, контрольные срезы, анкетирование родителей, рисуночные тесты с воспитателями). По результатам контрольной деятельности, проводимой в 2013-2014 учебном году, выяснилось, что педагоги не всегда на своих занятиях применяют индивидуально-дифференцированный подход к детям или же не всегда используют его эффективно. Некоторые педагоги до сих пор используют учебно- дисциплинарную модель организации занятий, часто игнорируя такие методы работы по развитию познавательной активности детей, как использование проблемно- поисковых ситуаций, однако  программа «Школа 2100» построена на технологии проблемно-диалогического обучения. Беседы с педагогами во время анализа занятий показали, что начинающие  воспитатели не  умеют самостоятельно провести самоанализ. Поэтому, в 2014-2015 учебном  году необходимо серьезное внимание обратить на совершенствование  профессиональных знаний педагогов, организовать обучающие семинары – практикумы, организуя методические объединения.

 

 

 

 

Сравнительный анализ качества усвоения программного материала детьми дошкольного возраста

начало и конец 2013-2014учебного года:

Раздел программы Высокий уровень Среднийуровень Низкий уровень Динамика
Начало года Конец года Начало года Конец года Начало года Конец года
Чел24  % Чел25  % Чел24.  % Чел25.  % Чел24. % Чел25 %
По дороге к азбуке 4 16 16 63 17 68 8 37 4 16 1,2
Игралочка/ Раз – ступенька, два — ступенька 3 13 4 16 11 46 19 76 10 41 2 8 1,1
Здравствуй мир! 3 13 4 16 12 49 17 68 9 38 4 16 1,0
Культурно-гигиенические навыки 1 4 19 69 13 56 5 23 10 41 3 12 5,9
Ты словечко, я — словечко 3 13 4 16 11 46 19 76 10 41 2 8 1,1
Все по полочкам 4 16 13 54 18 72 11 46 3 12 1,0
Развитие речи 5 20 8 32 11 46 17 68 8 34 1,0
Изобразительная деятельность 4 16 13 54 18 72 11 46 3 12 1,0
Игровая деятельность 6 25 11 44 15 62 13 52 3 13 1 4 0,9
Чтение художественной литературы 1 4 4 16 8 34 17 68 15 62 4 16 2,1
Физическое развитие 3 13 8 32 14 59 15 60 7 28 2 8 0,8
Музыкальное воспитание 4 16 14 59 17 68 10 41 4 16 1,2
Лепка 6 24 15 62 17 68 9 38 2 8 8,4

 

Конструирование 4 17 10 40 12 49 14 56 8 34 1 4 13,6
Аппликация 5 28 14 59 18 72 10 41 0,6
Итого: 9,3 28 53,2 63 47,4 9,2 3,0

 

Формы освоения воспитанниками образовательных программ

 

 

 

 

 

 

 

 

Физкультурное

Развитие речи, обучение грамоте,  ознакомление с художественной литературой.

Формирование элементарных математических представлений.

Ребенок и окружающий мир:

-предметный мир;

-явления общественной жизни;

-природное окружение;

-экологическое воспитание.

Музыкальное

Изобразительная  деятельность:

-рисование, лепка, аппликация, конструирование и ручной труд

Социальный мир

Целевые прогулки

Наблюдения

Игры (развивающего характера)

Рассказы воспитателя

Чтение детской литературы

Рассматривание картин,

иллюстраций

Общение (ребенок + взрослый)

Опытно-поисковая деятельность Праздники, досуги, развлечения

Игровая, театрализованная экспериментально — исследовательская  изобразительная деятельность (рисование, лепка, конструирование).

Ознакомление с художественной  литературой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с социумом

Педагогический коллектив строит свою работу по воспитанию и обучению детей в тесном контакте с семьей. Социологическое обследование показало, что социальный статус родителей следующий:                                                                                                                            по возрасту                                                   по социальному положению

20-25 лет – 6,6%                                                                  служащие – 22%

25-30 лет – 40,1%                                                                рабочие – 43%

30-35 лет – 33,8%                                                                студенты – 2%

>35 лет – 19,5%

 

по образованию                                                                  по составу семьи

высшее – 24%                                                                      полные – 73%

ср.профессиональное – 57%                                              неполные – 27%

среднее – 19%                                                                      из них многодетные – 1,4%

студенческие -1,4%

Большинство родителей проявляет заинтересованность в качественном получении дальнейшего образования своего ребенка. Родители обращаются     за советом к педагогам в основном по вопросам:

—общение детей со сверстниками – 40%;

—поведенческие проблемы ребенка (повышенная капризность, перекладывание своих негативных действий  и т.д.) – 70%;

—развитие познавательных способностей в связи с поступление в школу – 60%;

—развитие речи детей (занятия с логопедом и дефектологом) – 30%;

—работа по коррекции (дополнительные занятия по ЛФК,  изобразительной деятельности, художественной гимнастики) – 30%;

—адаптация детей – 20%.

Всё это позволяет сделать вывод, что контингент родителей достаточно благополучный, родители заинтересованы в развитии детей. Для молодых родителей, у которых недостаточно жизненного опыта в воспитании детей, в учреждении организованы консультации педагога — психолога, педагогов-воспитателей, медицинских работников.

На степень здоровья ребенка влияет также психологический климат в семье, материально-бытовые условия, наличие вредных привычек, полнота семей. Дети с низкой степенью адаптации нуждаются в индивидуальном подходе педагогов. К сожалению, в настоящее время мы сталкиваемся с тем, что у ребенка есть отклонения, как в раннем развитии, так и социальные условия жизни ребенка, они не всегда соответствуют нормам. В этих случаях детский сад становится тем фактором, который поможет ребенку укрепить его здоровье.

В приеме новичков участвуют: заведующий, педагог-психолог, старший воспитатель, воспитатели, медицинская сестра, помощник воспитателя. На практике из беседы с родителями можно решить некоторые проблемы еще до поступления в детский сад. До приема детей мы организовываем беседы с родителями, на которых даем подробные рекомендации, как подготовить детей к поступлению в детский сад, знакомим с режимом дня группы и формами работы, на что обратить внимание, родители знакомятся с будущим воспитателем.

В период адаптации проводятся мероприятия:

— воспитатели ведут индивидуальные адаптационные листы, что позволяет выявить индивидуальные особенности ребенка;

— пелагог-психолог, на основании этих наблюдений, предлагает индивидуальную работу, облегчающую процесс адаптации;

— проводим профилактику психоэмоционального состояния ребенка средствами физического воспитания (подвижные и малоподвижные игры, игровые упражнения), фитотерапия, музыкальная терапия, работа с природным материалом и в уголке природы.

Период от рождения до 7 лет является возрастом наиболее стремительного общего физического и психического развития ребенка, служащего фундаментом для приобретения в дальнейшем специальных знаний и навыков. К 7 годам формируются базис личностной культуры, индивидуальные наклонности и предпосылки для успешного обучения в  школе.

Вот почему так важно именно в этот период создать максимально благоприятные условия для личностного развития ребенка. Развитие познавательных и творческих способностей, что являются базой формирования теоретического мышления, развития произвольности обеспечивает возможность преодолевать трудности при решении учебных задач.

Дети, посещающие детский сад, легче и быстрее адаптируются к обучению в школе. По результатам обследования первоклассников 2013- 2014 учебного года 96 % учащихся, посещавших детский сад до школы, успешно адаптировались к концу первой учебной четверти.  Необходимо и в дальнейшем сохранять и развивать это направление, как  приоритетное в своей деятельности.

Материально-техническое оснащение дошкольного учреждения способствует качественной организации педагогического процесса.

Преимущество детского сада в период поступления в школу

 

Дети не посещающие детский сад Дети посещающие детский сад
А д а п т а ц и я
1.Длительный адаптационный период( от 2-х месяцев до 1-го года)

2.Большой  процент дезадаптированных детей

1. Короткий адаптационный период. 

2. Плавный процесс адаптации.

Психофизическое здоровье.
1. Высокая тревожность, психологический дискомфорт.2. Повышенная заболеваемость. 1.Эмоцианальное благополучие.2.Снижение заболеваемости.
Мотивация
 Снижение интереса к школе. Высокая учебно – познавательная мотивация.
Творчество
Снижен творческий потенциал (из – за отсутствия соответствующих  условий). Высокий уровень творческих способностей (богатый творческий потенциал).
Образовательный процесс
Несогласованность целей, содержания программ, технологий. Содержательная методическая преемственность в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.

Дети, посещающие детский сад, легче и быстрее адаптируются к обучению в школе. По результатам обследования первоклассников 2012 — 2013 учебного года 96 % учащихся, посещавших детский сад до школы, успешно адаптировались к концу первой учебной четверти.  Необходимо и в дальнейшем сохранять и развивать это направление, как  приоритетное в своей деятельности.

Материально-техническое оснащение дошкольного учреждения способствует качественной организации педагогического процесса.

В 2010-2011 учебном году в летний период выполнен частично косметический ремонт в холлах, музыкальном зале, зимнем саду, коридорах, групповых комнатах. Группы пополнились новыми пособиями, дидактическими и развивающими играми. Накоплен  теоретический и практический материал для работы по экспериментально-исследовательской деятельности  и ознакомлению с окружающей действительностью. Приобретено дополнительное оборудование как в групповые,

 

Выделены управленческие и личностные задачи:

Управленческие

Дополнить  материальную базу учреждения в соответствие с задачами программы развития детей;

Создать банк диагностик и их оптимальное функционирование;

Повысить уровень профессиональной компетентности педагогического коллектива, через курсы повышения квалификации, самообразовательную работу;

Формирование педагогической грамотности родителей.

Личностные

Совершенствовать навыки здорового образа и развивать двигательную активность детей;

Развивать познавательные процессы с целью обеспечения необходимого уровня готовности детей к обучению в школе;

Развивать коммуникативные умения у детей;

Формировать социально-нравственные навыки у дошкольников.

 

Кадровый потенциал дошкольного образовательного учреждения на 01.05.2013 год.

Кадровым составом ДОУ укомплектовано полностью, это стабильный, творчески работающий, высокопрофессиональный коллектив. Все педагоги прошли курсы повышения квалификации «ИРООО». Педагогический коллектив состоит из 29 человек:

 

 

Должность Кол-во педагогов Образование Категория Курсовая подготовка
Высшее Среднее профессиональное высшая первая вторая соответствие Неаттестованные 2009 2010 2011.
Заведующий 1 1 1 1 1
Старший воспитатель 1 1 1 1
Воспитатель 23 9 14 2 11 2 1 8 2 2 21
Музыкальный руководитель 2 2 1 1 1
Педагог-психолог 1 1 1 1
Инструктор по физкультуре 1 1 1
Итого: 29 13 16        4 14 2 1 8 4 2 25
100% 44% 56% 13% 48% 6% 3% 27% 13% 6% 86%

 

 

 

                                                          Стаж работы педагогов                                             Возраст педагогов

Стаж Количество человек %   Возраст (лет) Количество человек %
до 2-х лет 6 20 % от 20 до 30 1 3,0%
от 2-х до 5 лет 3 10 % от 30 до 45 13 44 %
от 5 до 10 лет 2 6.0 % от 45 до 55 6 21 %
от 10 до 25 лет 9 32 % более 55 9 32%
свыше 25 лет 9 32 %

 

 

Средний возраст педагогов — 46 лет.

 

ПРОБЛЕМНО – ОРИЕНТИРОВАННЫЙ  АНАЛИЗ

    Анализ диагностических данных уровня физической подготовленности детей в подготовительных группах (75детей) имеют следующие результаты: на начало 2011- 2012 учебного года высокий уровень имели  32% детей; средний уровень наблюдался у 50% детей; низкий уровень был отмечен у 18% воспитанников. К концу учебного 2013-2014 года показатели имеют положительную динамику: так высокий уровень повысился на 12% и составил 44% детей; средний уровень снизился на 6% и составил 44%; низкий уровень сократился до 12%, что на 6% ниже, чем на начало учебного года. Данные в старших группах (75 детей) показали: высокий уровень подготовленности имеют на начало 2013- 2014 учебного года 19% воспитанников; средний уровень выявлен у 56% детей; низкий уровень присутствует у 25% воспитанников. На конец 2013 – 2014 учебный год высокий уровень повысился на 19% и составил 38%; средний уровень имеют 50% детей, что на 6% меньше, чем на начало учебного года; низкий уровень снизился на 13%  и составляет 12% воспитанников. Показатели диагностических данных  в средних группах (75 детей):  с высоким уровнем на начало 2013– 2014 учебный год выявлено19% детей; с средним уровнем 75% детей; с низким уровнем 6% детей. На конец 2013 – 2014 учебный год 31%дети с высоким уровнем, что на 12% больше, чем на начало учебного года; средний уровень имеют 63%  детей; низкий уровень остался на прежнем показателе.

Умственное воспитание включает в себя следующие разделы:  здравствуй  мир, который состоит из трех составляющих: предметное окружение, явления общественной жизни, мир природы. Диагностические исследования по данному разделу имеют следующие результаты:

Диаграмма 1

Серьезное внимание в контексте решения задач умственного воспитания и общего развития ребенка уделяется развитию речи. Результаты диагностических исследований:

Диаграмма 2

 

 

В подготовительной к школе группе активно осуществляется работа по подготовке детей к  освоению основ грамоты. Данные диагностических исследований по обучению грамоте «По дороге к азбуке»  в подготовительных группах:

 

Диаграмма 3

 

Большое значение в умственном воспитании детей имеет  формирование элементарных математических представлений. Диагностические исследования по данному разделу показали следующие результаты:

 

Диаграмма 4

Особое место в программе занимает ознакомление детей с художественной литературой как искусством и средством развития интеллекта, речи, позитивного отношения к миру, любви интереса к книге. Диагностические исследования по данному разделу показали следующие результаты:

 

Диаграмма 5

 

Художественно – эстетическое воспитание реализуется в процессе ознакомления с природой, разными видами искусства и художественно – эстетической деятельности. Диагностические исследования по разделу «лепка» показали следующие результаты:

 

Диаграмма 6

Диагностические исследования по разделу «конструирование и ручной труд» показали следующие результаты:

Диаграмма 7

Диагностические исследования по разделу «аппликация» показали следующие результаты:

Диаграмма 8

 

Диагностические исследования по разделу «игровая деятельность» показали следующие результаты:

Диаграмма 9

 

Анализ данных диагностики  по выполнению программы в  2013-2014 учебном  году

Физическое развитие

Одним   из  приоритетных  направлений  в  работе  ДОУ  является  охрана  здоровья  подрастающего  поколения.

За последние годы в ДОУ увеличился списочный состав детей, отмечается высокая потребность в посещении  учреждения детьми, особенно младшего дошкольного возраста до трех лет. Количество детей, посещающих учреждение.

Год Общее количество детей
2001-2012 325
2012-2013 345
2013-2014 367

 

 При этом  наблюдается тенденция прогрессирующего ухудшения состояния здоровья детей, увеличивается количество детей, имеющих различные патологии. Педагогический коллектив тревожит здоровье детей. Анализ  медицинских карт показал, что в учреждение поступают ослабленные дети и уже с хроническими заболеваниями:

лор заболевания – 2,7%

мочеполовой системы – 2,7%

сердечно-сосудистые – 2,7%

хирургические – 10,8%

кожные — 5,4%

заболевания глаз – 2,4%

Всего на диспансерном учете – 41,2%

                                              По состоянию здоровья дети относятся к 4 диспансерным группам.

2012 количество детей % 2013 количество детей %
Д1 36 15,7 Д1 41 18,5
Д2 154 67,2 Д2 146 66
Д3 37 16,1 Д3 34 15,5
Д4 2 1 Д4 3 1,1

 

Дети 2 и 3 диспансерных групп постоянно находятся под наблюдением медицинских работников. Разработан план оздоровления и профилактики простудных заболеваний. Два раза в год проводится общая профилактическая процедура, по укреплению детского организма в период прохождения гриппа, ежедневно проводятся закаливающие процедуры, физкультурные занятия в зале и бассейне, прогулки на свежем воздухе.

В дошкольном  возрасте закладывается фундамент здоровья, происходит созревание и совершенствование жизненных  систем и функций организма, формируются движения, осанка, вырабатываются гигиенические навыки самообслуживания.

Поэтому и задача ДОУ состоит в создании условий для наиболее полного раскрытия у ребенка  возрастных возможностей и способностей, в организации процесса здоровьесбережения и воспитание ценностного отношения к здоровью.

Первым критерием здоровья является наличие или отсутствие отклонений в раннем онтогенезе. При наличии каких-либо отклонений ребенок становится «стрессоуязвимым», т.е., чаще болеет ОРЗ с присоединением осложнений со стороны дыхательной сердечно-сосудистой и других систем, чаще подвергается простудным заболеваниям. Все эти заболевания усугубляются адаптационным стрессом при переходе ребенка из семьи в дошкольное учреждение, ухудшением его здоровья.

                                                          Оценка адаптивного периода вновь поступивших детей 

Степень адаптации 2012из 70 поступивших 2013из 72 поступивших
I степень 26 43
II степень 44 23
III степень 4

Педагоги в своей работе широко используют технические средства обучения (записи инструментальных пьес, пение птиц, журчание ручья, шум моря и т.д.) для релаксации, специальное нетрадиционное оборудование для коррекции осанки и профилактики плоскостопия, коррекционные упражнения для зрения. Во всех дошкольных группах оборудованы физкультурные «Уголки здоровья», которые оснащены  традиционными и нетрадиционными атрибутами как дл занятий так и для свободного пользования. Совместно с медицинской службой разработаны и проводятся профилактические мероприятия: в период эпидемии гриппа: ароматерапия, фитотерапия, витаминизация, использованы лечебные свойства препарата  «Артрохвоя», бассейн, проводились закаливающие процедуры.

Ухудшения здоровья нет. Отмечается снижение общей заболеваемости.

                                                                         Таблица состояния здоровья детей

Группа 2012-2013 учебный год 2013- 2014 учебный год
Основная группа  246 человек 330 человека
Подготовительная группа 17 человек 5 человек
Специальная группа 2 человека 1 человек

 

Проанализировав группы здоровья детей можно сделать вывод, что идет тенденция увеличения количества детей с группами здоровья  Д 2, Д 3, Д 4. Это связано с тем, что в детский сад поступают дети с хроническими заболеваниями, рожденные от родителей, работающих на предприятиях нефтехимии и проживающих в промышленном районе, где находятся: Омский нефтеперерабатывающий  завод,   завод СК, завод «Пластмасс», очистные сооружения.

Пропуски одним ребенком по болезни 2012 — 8 дней, 2013– 9 дней.

Случаев заболевания на одного ребенка 2012 — 0,9 случаев, 2014 – 10 случаев.

Снижение заболеваемости не наблюдается во всей группах. Для сохранения здоровья  педагоги и медицинские работники проводят:

— четкое выполнение режима дня;

— закаливающие и профилактическо-оздоровительные процедуры и мероприятия.

Несмотря на сложившуюся систему оздоровительной работы в МДОУ имеется ряд проблем:

— отсутствие потребности в здоровом образе жизни у детей и их родителей;

— недостаточное количество спортивного оборудования в учреждении и дома;

— низкая двигательная активность в домашних условиях;

— недостаточное пребывание детей на свежем воздухе;

— перегрузка детей непосредственно-образовательной деятельностью.

Эти проблемы должны найти свое решение в разработанной программе и, в первую очередь, в работе с родителями.

Развитие ребенка и степень его соответствия возрастным нормам, определение отклонения и недостатков физического и нервно-психического развития позволяет подобрать оптимальное содержание в воспитании и обучении, использовать средства и приемы адекватного педагогического воздействия. Своевременное выявление неравномерности созревания отдельных функций у детей позволяет определить их индивидуальные особенности и наметить условия для нормального психофизического и физического развития каждого ребенка

Таблица здоровья детей имеющих отклонение в физическом развити

Антропометрические данные 2012-2013 уч.г.из 265 человек 2013-2014 уч.г.из 325 человек
Деформация массы тела
Избыток массы тела (ожирение) 4 человека 3 человека
Низкий рост  2 человека 1 человек
Нарушение осанки  8 человек 7 человек
Плоскостопие  9 человек 9 человек

 

Физическая подготовленность  происходит за счет проведения систематической работы по физическому развитию детей, педагогами проводятся физкультурные занятия, как в помещении, так и на воздухе, занятия в бассейне при этом учитываются особенности и способности каждого ребенка. Для сохранения здоровья применяются:  комплексы упражнений по коррекции зрения, осанки, плоскостопия, пальчиковую и дыхательную гимнастику, аутотренинги в виде физминуток на занятиях, а так же во время всех режимных моментов. Ежедневно проводилась утренняя гимнастика до начала занятий, подвижные и динамические перемены и игры, спортивные соревнования, досуги и развлечения

Стало традицией проведение спортивных праздников и досугов дошкольников  совместно с родителями. Наши воспитанники постоянно участвуют в зимних и летних спартакиадах «Веселый малыш». Много лет  наша команда «Чемпионы» занимает первое и призовые места, как в округе, так и в городе.

Сравнительный анализ психологической готовности дошкольников

к обучению в школе

  2012-2013 г.(%) 2013-2014 г.(%)
Самооценка 80 84
Позиция школьника 72,5 84
Мелкая моторика 79 81
Концентрация внимания 83 84
Работоспособность 36 76
Звуковой анализ 96 97
Школьная зрелость 70,1 82
Психологическая готовность 95 95
Мотивационная готовность 98,3 98,5

 

 

 

 

 

 

 

 

Сформированность мотивационной сферы дошкольника играет важную роль в успешности овладения учебной деятельности. Наличие у ребенка мотива хорошо выполнять все предъявляемые школой требования, показали себя с лучшей стороны, заставляют ребенка проявлять активность в отборе и запоминании необходимой информации. Педагогическим коллективом разработаны мероприятия по формированию у дошкольников мотивационной готовности к школе.

Нельзя улучшить свою наследственность и повлиять на уровень здравоохранения, нельзя значительно изменить экологические условия своего существования, но образ жизни, который человек избирает, целиком зависит от него самого. В ходе совместной деятельности с детьми педагог сотрудничает с семьей, обеспечивают приобщение к культуре здорового образа жизни.

На вопрос «Чтобы быть здоровыми нужно…» ответили:

— 51% — заниматься физкультурой и спортом;

— 29% — лечиться у врача;

— 20% — не дали ответа.

Только 39% детей посещают спортивные секции. В учреждении ведется работа, направленная на улучшение физического развития, физической подготовленности детей, формирование здорового образа жизни:

—  в детском саду работают спортивные секции: художественная гимнастика, каратэ.

— разработан план улучшения здоровья детей.

Абсолютное большинство родителей хотят, чтобы их дети росли здоровыми и физически крепкими, но, тем не менее, проблемы здоровья и физической подготовленности не решают в должной степени.

Большое количество родителей стараются переложить ответственность за сохранение и укрепление здоровья ребёнка на образовательные и оздоровительные учреждения. Малое количество  родителей заинтересовано в том, чтобы научиться играть в спортивные игры, приобретать ребёнку атрибуты для спортивных игр участвовать в спортивных праздниках ДОУ.

Однако анкетирование и интервьюирование убедительно показали, что уже в дошкольном детстве возникает множество проблем со здоровьем и развитием, но родители не всегда осознают это.

Чтобы сохранить и улучшить здоровье ребёнка в один из самых ответственных периодов его жизни, необходима огромная, каждодневная взаимная работа семьи и дошкольного учреждения.

 Итоги участия дошкольников ДОУ № 201 в спортивных соревнования

Дата Мероприятие Уровень мероприятия Количество участников ДОУ Результат
16.09.2013 Легкоатлетический кросс «СТРЕЛА» -150 метров Городской — 28 команд 9 детей 3 место
21.10.2013 Лично-командное первенство по «ДАРТСУ» Городской – 22 ДОУ 8 детей 10 место
25.11.2013 Конкурс детского рисунка  «Дети рисуют спорт» Городской – 30 ДОУ 5 детей 3 место (Богданова Влада).
10.02.2014 Соревнования «Весёлый малыш» Городской —  7  команд 10 детей 1 место, кубок
02.03.2014 Лично-командное первенство по лыжному кроссу «Юный лыжник» Городской – 10 команд 8 детей 6 место
21.03.2014 Пионербол  «Летающий мяч» Окружной 5 — ДОУ 6 детей 1 место, выход в финал
23.03.2014 Пионербол  «Летающий мяч» Городской  — 4 ДОУ 6 детей 1 место, кубок
02.04.2014 «01- спешит на помощь» Кустовые с  ДОУ 345 10 детей 1 место
04.04.2014 «01- спешит на помощь» Окружные – 8 ДОУ 10 детей 5 место
20.04.2014 Лично-командное первенство по «ВЕСЁЛЫЕ РЫБКИ» Городские — 23 ДОУ 11 детей 1 место
15.05.2014 Соревнования «Весёлый малыш» Окружные  — 10 команд 10 детей 1 место, выход в финал
22.05.2014 Соревнования «Весёлый малыш» Городские – 12 команд 10 детей 2 место
Все соревнования входили в зачёт спартакиады, каждое занятое первое место приносило свои кубковые очки.По итогам всех соревнований в течение учебного года наш детский сад 201 набирает наибольшее количество баллов и  занимает второй год  1 место и право обладать  кубком СПАРТАКИАДЫ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В работе с родителями сложилась своя система позволяющая привлечь их в процессе воспитания детей, согласно задачам ДОУ, это: спортивные совместные досуги и спортивные праздники, участие в спортивных олимпиадах, выставки, концерты, экскурсии, семейные  походы, театрализованная деятельность, беседы и консультации по вопросам семейного воспитания.

Анализ показал, что наряду с положительными сторонами сотрудничества ДОУ с семьей имеются проблемы:

— педагоги не всегда умеют поставить конкретные задачи и выбрать соответствующие методы;

Личностные Управленческие
1. Отсутствие потребностей к здоровому образу жизни у детей. 1. Отсутствие преемственности между программами и технологиями в дошкольном и младшем школьном образовании.
2. Общее снижение здоровья детей. 2. Отсутствие условий для формирования физически здоровой личности.
3. Недостаточное развитие творческих способностей и воображения. 3. Недостаточное внедрение элементов развивающего обучения и инновационных технологий.
4  Родители недостаточно имеют представления об особенностях физического и психического развития детей на разных возрастных этапах. 4. Не  определен блок наиболее эффективных методик по психолого-педагогическому обследованию детей.

 

 

В ходе проблемно-ориентированного анализа, выявлены следующие проблемы:

1. Недостаточно эффективное взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников.

2. Общее снижение здоровья детей, отсутствие потребностей в здоровом образе жизни у детей и их родителей, недостаточная работа по формированию физической культуры дошкольников.    В целом в ДОУ ведется планомерная и систематическая работа по укреплению здоровья детей, развитию интереса к физкультуре и спорту, посредством организации спортивных досугов и  активизации двигательной активности детей в повседневной деятельности  и семье. В следующем учебном году необходимо разработать систему мероприятий по снижению процента часто болеющих детей.

 

Познавательно – речевое развитие

Анализируя познавательно-речевое развитие детей, следует отметить, что в ДОУ созданы определённые условия: уголки познавательно-исследовательские, сенсорного и логического развития, книжные, звуковой культуры речи, ознакомления с природой, что даёт возможность детям пополнять знания и познавать окружающий мир.

Работа по развитию речи прослеживается во всех направлениях воспитательно — образовательного процесса. В ней принимают участие воспитатели, музыкальные руководители, инструктор по физкультуре, помощники воспитателя и медицинские работники.

Результаты диагностики показали, что развитие речи детей осуществляется на достойном уровне. Это подтверждают отзывы учителей СОШ № 82, СОШ № 61, где обучаются наши воспитанники. Воспитатели дают открытые занятия, как в округе, так и городе и имеют положительную оценку.   Во всех группах имеется  наглядно-демонстрационный,  дидактический и игровой материал по этому разделу.

Для лучшего восприятия учебного материала занятия проводятся в нетрадиционной форме, используются игры и игровые упражнения.

 

Динамика познавательно-речевого развития.

 

Вид деятельности 2001-2012 уч. год 2012-2013 уч. год 2013-2014 уч. год
Развитие речи 80% 84% 88%
Ознакомление с элементарными математическими представлениями 91% 93% 96%
Ознакомление с окружающей действительностью 94% 95% 97%

 

 

Воспитанники старших и подготовительных к школе групп два года участвуют  в познавательном конкурсе «Солнечный круг». Воспитатели Туманова Н.К, Галайдина О.Н.  подготовили участников к Всероссийским конкурсам «Муравей», «Слон». Для повышения творческой активности дошкольников была  организована работа в кружках и секциях со старшими дошкольниками.

Также одной из важных задач стояла  задача по активизации работы  развитие познавательных способностей у дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность. Педагогами всех возрастных групп была продолжена работа по созданию максимальных условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования. В старших и подготовительных к школе группах , воспитатели оформили предметно-развивающую среду, уголки экспериментально-исследовательской деятельности, что в дальнейшем повлияло на проведение занятий с включением инновационной деятельности в области исследования и познания окружающего мира.    Большое содействие в пополнении материальной базы уголков экспериментирования оказали родители, благодаря пропаганде данного вида деятельности воспитателями на родительских собраниях и «дне открытых дверей». С родителями  были проведены семинары — практикумы по организации экспериментирования дома. Творческой группой разработаны интегрированные занятия познавательного типа с элементами экспериментирования для детей старшего и среднего дошкольного возраста, оформлены алгоритмы проведения опытной работы, разработаны карточки и схемы. На следующий год творческой группе необходимо уделить внимание созданию комплексно-целевой программы по данному направлению, привести в систему научно-методическую базу (дидактические материалы, пособия), ориентированную на старший дошкольный возраст. Руководителю МО одним из направлений взять создание единой системы мониторинга детской исследовательской — экспериментальной деятельности (анкетирование, тестирование, программы наблюдений) для всех участников педагогического процесса (воспитатели, родители, дети).

Однако следует отметить, что недостаточно ведётся работа по обучению детей рассказыванию и словотворчеству. Этот вопрос остаётся на контроле у старшего воспитателя.

 

Социально-личностное развитие

 

Под нравственным развитием понимается формирование у детей «нравственной шкалы отношений» со сверстниками и взрослыми, с помощью, которой он может измерить свои и чужие поступки с общечеловеческих позиций добра и зла, и не только оценить, но и подчинить своё поведение нравственным нормам.

Педагоги должное внимание уделяют развитию культуры поведения детей, умению общаться со сверстниками и взрослыми, преодолевать трудности, управлять своим поведением. Воспитатели стремятся развивать в детях уверенность в себе и своих силах. Воспитанники используют вежливые формы общения. Большинство детей – приветливы, доброжелательны, они спокойно и с желанием вступают в общение с новыми людьми. Этому способствуют культура общения педагогов, беседы с детьми, и умение детей принимать самостоятельное решение в проблемных ситуациях и отработка навыков в различных игровых ситуациях и упражнениях.

Много внимания  уделяется патриотическому воспитанию детей. Приобщая ребёнка к культуре своего народа, отеческому наследию, педагоги тем самым воспитывают уважение к родным и близким, дому и посёлку в котором живут.

Воспитатели проводят экскурсии в школу, в библиотеку. Дети хорошо знают свой микрорайон, принимают участие в традиционных праздниках Советского  округа – участвовали в соревнованиях «Весёлый малыш», «Весёлые нотки», конкурсах рисунков «Мой любимый город», «01 – спешит на помощь».

Педагоги знакомят детей с историей народа, его культурой. Родители посещают с детьми экскурсии в парк  культуры и отдыха, экскурсия по городу с посещением парка Победы, с возложением цветов. Знакомили с местом основания города Омска, а также с культурным наследием и театральной деятельностью.

Перед педагогами ДОУ стояла задача  систематизации работы по социально-нравственному воспитанию детей, но в течение учебного года в полном объеме задача не была реализована в связи с недостаточным научно-методическим обеспечением по данному разделу. На следующий учебный год МО и творческой группе необходимо изучить государственную программу патриотического воспитания граждан Российской Федерации, многоаспектный подход к знакомству дошкольников с культурой и историей Отечества, начать работу по накоплению методических и дидактических материалов по краеведению, по ознакомлению с народным искусством, по изучению быта, традиций России. Всем педагогам через деятельность в МО разработать цикл интегрированных занятий по ознакомлению с природой и историей Сибири, а также вести работу по созданию проектов культурно-образовательной среды в дошкольных группах.

 

 

Художественно – эстетическое развитие.

 

Одним из показателей становления личности дошкольника является эстетическое развитие ребёнка. Это формирование эстетического отношения к миру, освоению и преобразованию окружающего пространства, художественное развитие – приобщение к искусству и художественной деятельности.

Анализируя художественно – эстетическое развитие детей следует отметить, что этот раздел программы осваивается в полном объёме. Дети получают занятия по лепке, аппликации, рисованию, конструированию, ручному труду и музыке.

Педагоги, стараются, как можно интересней провести занятия. Используют традиционные и нетрадиционные формы обучения, а также разнообразный материал (пластилин, глину, солёное тесто, гуашь, акварель, восковые мелки).  Дошкольники хорошо разбираются в техниках рисования – пальцем ладошками, кистью, оттиском, штампом, нитками, кляксография, монотипия, гратаж, графика, по мокрому и мятому листу коллаж.

Помимо этого в учреждении работает педагог дополнительного образования по изобразительной деятельности. В  старших группах, по желанию, дети посещают кружки, организованные в каждой возрастной группе.

Работы детей (не только кружковцев) участвовали в окружных и городских творческих выставках  «01 спешит на помощь», «Все дети на большой планете должны всегда дружить».  Участвовали в городском художественно-эстетическом конкурсе «Мир глазами детей».

В учреждении проводятся  выставки рисунков и поделок из природного и бросового материала, де выставлялись работы детей  и работы выполненные совместно с родителями: «Осень золотая в гости к нам пришла», «Подарки для нашей ёлки», «Настоящие мужчины», «Вот она, какая мамочка родная», «К нам весна шагает быстрыми шагами», «Город мастеров», «Пусть будет мир на всей планете», «Здравствуй осень золотая».

Большинство семей сегодня ставят своей целью подготовку ребёнка к жизненной карьере, а главными средствами для достижения этого считают интеллектуальное развитие ребёнка и заботу о его здоровье. Творческое развитие рассматривается некоторыми родителями как второстепенное.

Анализ результатов диагностики, тестирования, собеседований показал, что уровень творческого развития воспитанников стал выше, но незначительно. Регулярное проведение занятий, разнообразие развивающих игр, экскурсий, заучивание стихов, знакомство с художественной литературой приносят результаты. Но этого оказывается недостаточно без занятий с детьми дома.Одной из серьёзных проблем воспитания ребёнка в современной семье является отсутствие заинтересованности родителей в воспитании детей, художественно – эстетическая разобщённость.

На основании анализа, анкетирования родителей мы выяснили, что они мало уделяют внимания творческому развитию ребенка: не посещают выставок, концертных выступлений, редко ходят в театр, музей — объясняют это большой занятостью.Проблемы семьи готовы разделить педагоги дошкольного учреждения, что и легло в основу концепции программы, а также плана управленческой деятельности.

Эстетическое воспитание осуществляется в повседневной жизни на музыкальных занятиях и досугах, самообразовании, детских праздниках, где дети занимаются интересной и содержательной деятельностью, которая вызывает у них чувство радости и уверенности в своих силах, расширяют кругозор общения с взрослыми и сверстниками.  Музыкальные руководители и воспитатели формируют творческие способности, основа которых танцевальные и певческие навыки, ознакомление с народной культурой, фольклором.В каждой возрастной группе есть музыкальные уголки. Подобраны музыкально – дидактические игры, различные музыкальные и шумовые инструменты, имеется сундучок ряженья, предметы для театрализованной деятельности, театры (настольный, пальчиковый, теневой, перчаточный, плоскостной). У детей есть возможность познать и проявить творческие способности в театрализованных играх.

Воспитанники принимают активное участие в проведении календарных праздников, развлечениях, досугах, конкурсах. Музыкальные руководители творчески подходят к детям, раскрывая способности и таланты. Вокально-хоровой  кружок «Непоседы», вокальный ансамбль девочек в окружном конкурсе «Зажги свою звезду» заняли призовые места. Два раза в год дети посещают концерты МОУ ДОД «Школа искусств №10», в которых принимают участие наши воспитанники – выпускники прошлых лет. Учащиеся «Школы искусств» так же приходят с концертной программой с целью ознакомления с классической, народной музыкой и инструментами исполнения.

Таким образом, мы вышли на новую проблему – это развитие личности средствами театрализованной деятельности. Не секрет, что успехи работы детского сада по раскрытию творческого потенциала дошкольников тесно связаны с тем, насколько наши начинания найдут отклик и понимание у родителей и педагогов. На следующий учебный год педагогам необходимо для активизации детского творчества разработать творческие задания на различные виды художественной практики, составить альбом репродукций по ознакомлению дошкольников с миром искусства. На занятиях по изобразительной деятельности вводить принципы поэтапного формирования творчества и импровизации в разных видах музыкальной деятельности, в танцах. Следует пополнить во всех возрастных группах центры художественно-эстетического развития (пособия, музыкально-дидактические игры, театры).

 

 

Анализ методической работы в  2013-2014 учебном году.

 

Важнейшими направлениями методической работы являются:

— оказание педагогической помощи педагогам в поисках эффективных методов работы с   детьми;

— реализация личных склонностей и творческих интересов с целью наиболее полного самовыражения личности педагога;

— совершенствование педагогического мастерства;

— обобщение, распространение и внедрение передового опыта в работе ДОУ.

Главной задачей  развития  коллектив  учреждения считает разработку новых подходов к дошкольному воспитанию – от авторитарной к личностно-ориентировочной модели построения педагогической работы с детьми. Ключевая позиция состоит в следующем:

-охрана и укрепление здоровья детей (как физического, так и психологического);

-гумманизация целей и принципов образовательной работы с детьми раскрепощение условий жизни детей и работы педагогов.

Важнейшим средством повышения педагогического мастерства педагогов, является методическая работа. Был определен следующий круг задач:

1. Совершенствование педагогического мастерства педагогов.

2. Развитие детей с учетом их возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных способностей.

3. Создание в МДОУ благоприятных условий для умственного, нравственного и физического развития каждого ребенка.

4. Внедрение инновационных технологий.

Поставленные перед коллективом задачи решались через совершенствование методики проведения занятия, индивидуальной и подгрупповой работы, с одаренными детьми, коррекцию знаний дошкольников на основе диагностической деятельности педагога, развитие способностей и природных задатков детей, повышение мотивации к обучению, а также ознакомление педагогов с новой педагогической и методической литературой.

При планировании методической работы МДОУ педагогический коллектив стремился отобрать те формы, которые реально позволяли бы  решать проблемы и поставленные задачи.

В течение учебного года проведено 13 открытых  занятийдля педагогов проведеныв форме непосредственно-образовательной деятельности:

«Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения» — Ровенская Л.П.

«Элементарное ознакомление младших дошкольников с правилами дорожного движения» — Шмидт Н.О.

«Наша зимушка – зима»- Мартынова Г.В.

«Сказка о маленьком мышонке» — Галайдина О.Н.

«Лесные обитатели – звери» — Комарова З.М.

«Путешествие на северный полюс» — Шпак Е.И.

«Цветной мир» — Сухова Е.А.

«Фрукты разные нужны» — Голикова Н.В.

«Путешествие Лисёнка в страну звуков» — Фёдорова А.И.

«Разноцветные рыбки плавают в синей водице» — Унжакова О.Ю.

«Былинные богатыри земли русской» — Ровенская Л.П.

Сюжетно-ролевая игра «Автобус» — Булгакова Л.П.

«Делаем кукле бусы» — Гацюк Т.Я.

СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

 

 

Основной формой коллективной методической работы  является заседания МО.

Методы формирования самоанализа и самоконтроля;

Особое внимание в работе МО уделялось проектированию модели пространственной среды в разных видах деятельности, использованию интегрированных занятий в разделах образовательной программы.

Предметно — развивающая среда в группах спланирована как микроцентры творческого поля, в которых  разнообразный дидактический,  наглядный, настольно-печатный, и развивающий материал. В  каждой группе  есть тематическое портфолио по содержанию предметно-игровой среды, составлены планы, таблицы и памятки. Педагоги  используют в работе различные виды театрализованной деятельности (театры: кукольный, теневой, перчаточный, пальчиковый, настольный).

В 2013-2014 учебном году в ДОУ успешно функционируют кружки:

Коллектив детей  детского сада ежегодно участвует в окружном фестивале детского творчества «Зажги свою звезду», является его лауреатом, победителем окружных и городских летних и зимних соревнованиях «Весёлый малыш», в настоящее время в ДОУ три городских кубка, «01 спешит на помощь», художественно-эстетических выставках   и имеют дипломы, благодарственные письма и почетные грамоты.

Эффективность осуществления педагогического процесса во многом зависит от уровня профессионального мастерства педагогов.

Важными факторами, влияющими на развитие творческого потенциала и повышения профессионального мастерства, является аттестация педагогических и руководящих работников, организация методической работы, обучение на курсах повышения квалификации.

Каждый педагог  работает по отдельно взятой теме, пополняет свои знания за счет изучения новинок методической литературы, изучая и внедряя  опыта работы своих коллег и инновационных технологий, распространяя свой накопленный опыт работы. Пополняется библиотека методической литературой, которая позволяет следить за новыми тенденциями в развитии дошкольной педагогики.  Осуществляется подписка на журналы: «Дошкольное воспитание»,  «Справочник старшего воспитателя», «Управление ДОУ» (с приложением).

 

Формы и методы работы

1. Тематические педагогические советы

2. Методический совет

3. Работа педагогов над темами самообразования

4. Открытые занятия и их анализ

5. Взаимопосещение и анализ занятий

6. Предметные недели

7. Творческие группы

8. «Круглые столы»

9. Педагогический мониторинг

10.. Разработка методических рекомендаций в помощь педагогу

11. Индивидуальные беседы по организации и проведению занятий

12. Организация и контроль курсовой подготовки педагогов

13. Аттестация

14. Методические дни

15. Психолого-педагогические семинары

 

Формы контроля за воспитательно-образовательным процессом.

Одной из составляющих  в организационно-методической работе  является контроль.

В течение года проводились:

Тематический, оперативный, фронтальный, сравнительный и предупредительный контроль. На которых  рассматривались следующие вопросы:

-проведение оздоровительных мероприятий в режиме дня;

-формы организации прогулок;

-формирование у детей навыков сохранения и укрепления здоровья;

-оценка эффективности организации и проведения занятий в возрастных группах;

-система обучения детей рассказыванию;

-формирование  у детей элементарных математических представлений;

-художественно-эстетическое воспитание детей в старших  группах;

-планирование игровой деятельности;

-система работы в уголке природы;

-работа педагогов по созданию предметно-игровой среды;

-ведения документации воспитателями и специалистами;

-выполнение решений педагогических советов и совещаний.

Качество обучения и воспитания оценивалось путем наблюдения, практической деятельности, диагностики в группах.

 

Методы контроля.

— наблюдения, посещения занятий (взаимопосещения);

— собеседования;

— изучение документации (проверка планов, текущей документации);

— проверка  навыков и умений(срезы, тесты, диагностика, беседы с воспитанниками, мониторинг);

— анкетирование;

— анализ;

— родительские собрания.

 

Администрацией ДОУ посещались занятия и режимные моменты в рабочем порядке по плану   контроля.

Основные направления посещения занятий и режимных моментов:

1. Цели, формы, методы применяемые педагогами.

2. Самостоятельная работа детей, ее содержание, организация педагогической работы.

3. Формирование умений и навыков.

4. Сохранение и укрепление здоровья детей.

5. Соблюдение санэпидрежима.

 

  Итоги контроля подводились на педсоветах и совещаниях при заведующем.

 

  Выводы           

Анализ процесса и  итогов воспитательно — образовательного процесса в достаточной мере полон и глубок. Практически все намеченные мероприятия выполнены, формы и методы контроля соответствуют задачам, которые ставил педагогический коллектив ДОУ на учебный год.           По результатам наблюдений за деятельностью педагогов и детей на занятиях и в режимных моментах можно сделать вывод, что педагоги успешно работают по совершенствованию воспитательного процесса. В дошкольных группах  используются современные формы организации познавательной деятельности детей: индивидуальные, подгрупповые, групповые занятия с внедрением игровых упражнений  и    ситуаций.   Широкое распространение получили занятии- путешествия, сказки, интегрированные занятия. Коллектив старается создавать условия, необходимые для возникновения и развертывания игр, для общения. Предметно-развивающая среда обеспечивает разнообразную деятельность детей, развитие их творческой деятельности и познавательной активности. Воспитатели Туманова Н.К., Булгакова Л.П., Красноруцкая О.А., Карабыкова Н.Б. и другие побуждают детей к  самостоятельному поиску, учат наблюдать, сравнивать, высказывать свое мнение, доказывать свою точку зрения. Галузина Т.Д., Гацюк Т.Я., Фёдорова А.И. и другие стараются обогатить игровой опыт каждого ребенка, совершенствуя творчество и инициативу. Во всех группах проходит активное пополнение предметно-игровой среды, особенно в группах 1,2,4,6,7,9,10,11,12.

Наряду с имеющимися положительными результатами в работе педагогического коллектива имеются серьезные недостатки:

слабо ведется работа по обобщению и распространению передового педагогического опыта;

недостаточное применение элементов современных педагогических технологий;

малая активность педагогов в работе творческих групп.

 

Рекомендации:

  • Отслеживать работу по накоплению и обобщению передового педагогического опыта (отв. – руководство МО)
  • В работе МО по повышению профессионального мастерства обратить внимание на следующие умения: технология проведения занятий и его самоанализ, самоконтроль своей деятельности, применение новых технологий и их элементов. (отв. Старший воспитатель, руководство МО)
  • Пополнять картотеку в методическом кабинете по имеющейся методической литературе.
  • Использовать новые технологии по подготовке детей к школе.
  • Делегировать часть функций по внутреннему  контролю методическому совету.
  • Особое внимание обновлению форм и методов в работе с родителями.

 

Основные задачи методической работы на  2013-2014 учебный год

Продолжить работу по совершенствованию педагогического мастерства сотрудников ДОУ.

Изучать и активно внедрять в практику новые методики и педагогические технологии.

Организовать работу творческих групп и методических объединений педагогов ДОУ.

Провести работу по обобщению передового педагогического опыта.

Активизировать работу педагогов над темами самообразования.

Формы и методы методической работы:

Тематические педсоветы.

Методический совет.

Методические объединения педагогов.

Работа педагогов над темами самообразования.

Открытые (занятия).

Творческие отчеты.

Методические недели.

Работа творческих групп.

Работа с вновь пришедшими педагогами.

Работа с молодыми специалистами.

Семинары, семинары-практикумы.

«Круглые столы»

Консультации по организации и проведению современного занятия.

Организация работы с одаренными детьми.

Разработка методических рекомендаций в помощь воспитателю, по ведению документации, организации, проведению и анализу современного занятия. Систематизация имеющегося материала, оформление тематических стендов.

Педагогический мониторинг.

Организация и контроль курсовой системы повышения квалификации.